Сегодня, наверное, самое время поговорить о крещении. Не о празднике как таковом, а о церковном обряде.

Сам я не являюсь атеистом, как иногда кажется моим  верующим друзьям. К православию отношусь трепетно, но никак к религии, а как огромному пласту славянской культуры. Как иначе, ведь десятки художников, сотни поэтов,  так или иначе, обращались к библейским сюжетам. Не зная  евангельских текстов,мало что можно понять, разглядывая знаменитые картины великих мастеров.

Например, эту. 

Христос в пустыне

Или известная картина «Явление Христа народу»

Явление Христа  народу

Не пугайтесь. Я не буду рассказывать о том, что знают если не все, то многие. Например, про отражение в воде  повязки старика которая имеет другой цвет.

Самая легкая версия, что художник не досмотрел, но она малосостоятельна, ведь он писал полотно без малого четверть века.

 Не буду заострять внимание, что среди фигурв стречающих Мессию изображен ни кто иной, как Николай Васильевич Гоголь,

в своем любимом красном халате, в которомон позировал Иванову в Италии, а за спиной писателя Иванов изобразил себя.

Остановлюсь только на одном моменте, Иоанн Креститель держит в руках крест.

Вроде все логично, Иоанн крестил Иисуса, раз крестил, значит и крест ему в руки.

Иоанн Креститель известен нам  еще и как  Иоанн Предтеча.

Впервые Иоанна крестителя назвал «Предтечей» гностик Гераклион, живший во II веке. В дальнейшем это обозначение было принято христианским ученым Климентом Александрийским.

Проповедовать Креститель начал примерно в 28 году н.э. Посвящение водой Иоанн производил в р.Иордан. Кстати, со слов  тех, кто бывал втех местах, река Иордан, несмотря на такое внушительное название, сродни по ширине и глубине нашей речке Черной. Но это к слову.

 Кстати,  Иоанн Креститель таковым является только врусском переводе,  в оригинале Иоанн Баптистас, то есть «погружатель».  Перевод с греческого на русский несоответствует ни тому, что Иоанн делал, ни греческому оригиналу этого термина.  Лев Толстой называлИоанна Иоанн Купало, соответственно переводу слова άπτισμα с греческого,а также действию, которое производил Иоанн. Иоанн погружал в воду.

Итак, погружение в воду и покаяние. Эту процедуру прошел сам Христос, которому вроде не в чем каяться, он ведь безгрешен. Но где же крест? Он не предусмотрен вводных процедурах.

Стоит заметить, что в разных христианских конфессиях используется в качестве символа разная форма креста, а некоторые его вообще отрицают.

Сам крест стал символом Христианства в 4 веке, до этого времени использовался крайне редко.Окунание в воду для  отпущения грехов, можно сказать, был многоразовый иудейский обычай. Который  по свидетельству евангелистов должен был серьезно измениться после прихода Мессии.

 В Евангелии от Матфея есть эпизод, когда ИоаннКреститель произносит:


«Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Мф. 3.11-12)


В других канонических евангелиях тоже упоминается похожее:



 Иоанн всем отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.
(Лук.3:16)


 Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
(Мар.1:8)

Сейчас существует много комментариев и разъяснений от святых отцов, которые малодоступно , поясняют, почему так не происходит. Как знать, может еще произойдет, ведь церковный мир ожидает второго пришествия Мессии.

Как бы там ни было, сегодняшний церковный обряд крещения это следование ветхозаветным иудейским традициям.



Остается подождать пока предсказания Христа сбудутся.

Поделись статьей в: