admin 24/01/2019

В статье – типы поведения детей с разной степенью готовности к школе и как найти подход к ребенку, чтобы помочь успешно адаптироваться к обучению в первом классе. Психологически готов к школе ребенок, который понимает и выполняет задание независимо от присутствия и оценки педагога (по книге К.Н. Поливановой«Такие разные шестилетки»).

Берегите детей от гонки за другими. Ребенку, который испытывает трудности в освоении образовательной программы, нужно больше внимания, чем другим детям, но он должен развиваться в своем темпе. Дополнительные занятия не должны утомлять. Нужно давать ребенку посильные задания, радоваться его успехам и показывать, что его занятия – общая забота.

Хвалите за успех. Соблюдайте правило: оценка всегда должна быть положительной и иметь четкие критерии. За любую выполненную работу хвалите ребенка. Лучше перехвалить, чем незаслуженно обидеть. Ребенок должен всегда знать, почему одну его работу похвалили, а другую не заметили.

Тип 1. Психологически незрелые дети

Советы родителям и воспитателям

Посмотрите, как ребенок выполняет задание. Если исправляет ошибку,то он готов к сотрудничеству со взрослым. Если выслушивает замечания, но продолжает делать по-своему, то это признак психологической незрелости.

Заинтересуйте заданием. Только тогда психологически незрелый ребенок сможет выполнять требования педагога. Предлагайте задания-ловушки. Это задачи,упражнения, в которых вы заведомо допускаете ошибку и настаиваете на своей правоте, дети должны опровергнуть, подыскать собственные аргументы, возражения. Поощряйте самые слабые попытки сказать что-то по содержанию разговора, выговориться. Пусть расскажет сюжет рисунка, фантазию. Неожиданно оценивайте действия. Чередуйте похвалу и порицание.


Тип 2. Дети,которые играют в школу

Советы педагогу-психологу

Оцените отношения ребенка в семье. «Почти ученики» не тянутся за поддержкой к родителям, стараются вести себя подчеркнуто взросло. Они заняты подготовкой к учебе, борются за право позже лечь спать, домашние дела, но редко выполняют их.

Подыгрывайте,если ребенок играет роль примерного ученика. Если учеба – просто игра, видимость, подыгрывайте ребенку. Если отнестись к этой игре как к временному явлению, ребенок все реже будет пытаться «играть в школу», но от этой игры недалеко до учебного поведения.

Учите ребенка оценивать задание, которое выполнил он сам или другой ребенок. Когда ребенок оценивает выполненное задание,то учится видеть соответствие сделанного требованиям, вычленять содержание, главное. Не просите оценивать работу в целом,а предложите найти самую красивую букву и т. д. Попросите показывать соседу, где его работу можно улучшить: такая формулировка позволяет избежать взаимных обид. Не разрешайте исправлять что-либо в чужой тетради.Обсуждайте работы сразу после их завершения.

Стройте занятие по типу коллективной беседы, если в группе много «почти учеников». Научите задавать вопросы по содержанию, а не по форме задания. Развивайте некоторую критичность и по отношению к педагогу, чтобы разделять суть изучаемого и внешнюю, необязательную форму. Например, «Мне кажется,удобнее будет сделать так, но ты можешь сам решить, как лучше».

Избегайте прямых указаний на то, как решить задачу. Чтобы его заметили, ребенок может спросить: «А как тут делать?»,«Я не знаю, что делать». Пусть он постарается объяснить, что не понятно. Этому поможет игра, в которой надо задавать наводящие вопросы и отгадать предмет по ответам «да» и «нет». Поощряйте вопросы по содержанию задачи. Ребенок не должен бояться задавать даже глупый вопрос. Чтобы спровоцировать вопросы, разорвать жесткую связь «задание –результат» можно «забыть» сообщить важную деталь задачи или предложить неверное решение.

Тип 3. Дети, которые хотят пообщаться с педагогом

Советы педагогу-психологу

Отличайте ребенка коммуникативного типа от «псевдоученика». «Псевдоученик» в присутствии взрослого работает хуже, чем когда работает один (тип 4). А «коммуникатор», наоборот, расцветает, если на него обратили внимание. Но как только педагог перестает наблюдать,ребенок сразу же теряет нить рассуждений, отвлекается, бросает работу.«Коммуникатор» долго будет требовать от педагога дополнительных объяснений, но не для того чтобы получить конкретное указание, как«псевдоученик», а чтобы превратить задание в общение.

Не надо стыдить ребенка. Главным средством взаимодействия с такими детьми должна быть разумно дозированная похвала.Окрик, понукание приведут к обратному результату. В следующий раз он будет кричать еще громче, его поведение станет еще более неприемлемым,поскольку вы обратили на него внимание, а это и есть его цель. Воспользуйтесь готовностью ребенка коммуникативного типа выполнять задания педагога и сделайте учение условием того, что он получит внимание. Похвалите, возможно, преувеличенно, в большей степени, чем он заслужил. Дети очень быстро начинают понимать свою выгоду. Если такой ребенок вырвется вперед в учебе, то дефицит внимания восполнится,и ребенок из «коммуникатора» превратится в следующий тип –«ученика».

Помогите «коммуникаторам» наладить общение со сверстниками. Организуйте совместные игры так, чтобы все воспитанники принимали в них участие. Внимание и уважение сверстников могут частично разрешить проблемы ребенка коммуникативного типа. Включите таких детей в детский коллектив. Это один из механизмов коррекции.  

Тип 4. Дети,которые не хотят думать («псевдоученики»)

Советы родителям и воспитателям

Учите детей решать нестандартные задачи, принимать решения. Приучайте не ждать новой инструкции, алгоритма, а самому искать решение. Если учить по принципу «делай, как мы», то тогда дети в школе будут испытывать трудности.

Организуйте творческое общение. Это поможет преодолеть исполнительное отношение к школе, справиться с неумением говорить о задаче. Ставьте ребенка в ситуации, которые требуют собственного отношения. Нужно, чтобы он учился свободно общаться, высказывать мнение и нарушил привычную схему «приказ – подчинение». Только с ходу не ориентируйте на успехи.  

Тип 5. Дети,которые готовы учиться осознанно

Совет педагогу-психологу

Определите,почему ребенок относится к типу «учеников». Причиной может быть опережение психического развития или интеллектуальная подготовка к школе. В первом случае «школьная зрелость» – признак общей зрелости, коррекция не нужна.
Во втором случае можно обнаружить лакуны в эмоциональном развитии.Например, когда другие отвечают, ребенок может «отключаться», стремиться работать один на один с педагогом, не принимать ситуацию партнерства и др. Причины трудностей могут быть в семье, где есть уклон в рациональность. Нужно помочь наладить отношения со сверстниками, отдать на занятия командными видами спорта,предлагать групповые формы работы, когда дети должны обсудить свои точки зрения на задание, выбрать наиболее правильную или соединить несколько и таким способом выполнить задание.

По материалам  из Справочной системы«Образование»

Поделись статьей в: