admin 06/03/2019

Наш постоянный автор

директор Гимназии № 7, Ольга Хомякова, не согласна с тезисом о том, что педагогика — наука о воспитании чужих детей и делится с нами своими знаниями.

Чтобы подготовить ребенка к школе, родители дополнительно водят его, помимо детского сада, в центр развития. Они пренебрегают мнением специалистов детского сада о возможностях ребенка, поскольку считают педагогов в центре развития более компетентными. Но в итоге оказывается, что ребенок к школе не готов. В статье – ситуации, когда родители, сами того не понимая, помешали нормальному развитию ребенка.
Основную подготовку ребенка к школе совершают родители. Зрелость ребенка зависит от того, как с ним занимаются в семье, как складываются его взаимоотношения с родителями. Ошибка – ожидать, что вместо них ребенка подготовят педагоги центров развития.
Ошибка думать, что ребенок должен уметь читать и считать к моменту, когда поступает в первый класс. Важнее, чтобы он научился общаться со сверстниками, не боялся обратиться к взрослым за помощью, задать вопрос, знал правила поведения, мог спокойно сидеть на занятиях, интересовался новыми знаниями, хотел почувствовать себя школьником.
Девять родительских ошибок

Перегружают ребенка кружками

Ситуация



Ребенок в детском саду, кроме занятий в группе, посещал много развивающих кружков и секций. В первом классе одновременно ходил на занятия по развитию интеллекта, в музыкальную школу, кружок по шахматам и четыжды в неделю на фигурное катание, которое заканчивалось в 21:00. Также под присмотром родителей тщательно выполнял все домашние задания.

Результат
Ребенок любит посидеть в одиночестве. Перегруженность в подготовительной группе и затем в школе снизила уровень его адаптации к первому классу и отбила желание учиться. В школу ребенок ходил со слезами, на уроках был пассивным, почти все время рисовал. Уже к третьему уроку он испытывал физическую слабость и желание поспать.

Рекомендации для родителей
Не нагружайте ребенка кружками. Помните, что у вас и у него могут быть разные желания, потребности и способности. До школы можно вообще не посещать кружков, а в школе посещать, но не более двух. В подготовительной группе тоже можно выбрать две секции: спортивную, для здоровья, и развивающую: или подготовку к школе, или рисование, или театральную студию, или музыкальные занятия. Какой спорт и какую развивающую секцию выбрать, пусть ребенок решит самостоятельно.

Не учитывают, сколько детей в группе
по подготовке к школе

Ситуация



Родители отдали ребенка для подготовки
к школе в его будущую школу. Они решили,
что так ребенок привыкнет к школьной обста¬новке и в дальнейшем это поможет ему адапти¬роваться к учебной ситуации и новому коллекти¬ву. Но они не учли, что педагог будет уделять ре¬бенку меньше внимания из-за того, что группа
переполнена.

Результат
В конце года, согласно результатам диагностики на готовность к школе,
ребенок оказался подготовлен недостаточно. Родителям пришлось в течение
лета заниматься с ним в соответствии с индивидуальными рекомендациями,
которые дал педагог-психолог. Это были упражнения, задания и особая форма взаимодействия.

Рекомендации для родителей
При выборе между центром развития и подготовительными занятиями в школе выбирайте то место, где количество детей немногочисленно. Когда детей много, педагог успевает только дать запланированный материал и заметить тех, у кого он быстрее всего закрепился. Если в группе 5–10 человек, педагог сможет обратить внимание именно на вашего ребенка, увидеть его трудности, использовать индивидуальный подход.


Выбирают индивидуальные подготовительные занятия, а не мини-группу

Ситуация



Диагностика в детском саду показала, что ребенок недостаточно подготовлен к школе. Педагог-психолог ознакомила маму с результатами. Мама посчитала педагога-психолога некомпетентной и ответила, что рисунок головастика, неумение изобразить дом и отождествить звуки в слове ничего не говорят о ребенке. Она объяснила, что с ребенком индиви¬дуально занимается педагог, который считает его полностью готовым к школе.

Результат
В первом классе у ребенка появились трудности с письмом и звуковым анализом слов. Он не успевал за остальными детьми в классе, плакал на уроке. В конце октября отказался ходить в школу.

Рекомендации для родителей
Выбирайте подготовку к школе в мини-группе вместо индивидуальных занятий с педагогом. Иначе вы не сможете получить информацию о трудностях, которые проявятся при групповых занятиях. Педагог увидит положительную динамику, так как будет сравнивать ребенка с ним же «вчера». После окончания курса занятий в группе уточните у педагога, над чем еще поработать, какие могут быть трудности у ребенка в дальнейшем. Спросите об этом же воспитателей и других специалистов детского сада.

Стремятся сделать ребенка лучшим
во что бы то ни стало

Ситуация



Педагоги и специалисты детского сада познако¬мили маму с результатами обследования ребенка и рекомендовали выбрать стандартную программу обучения. Мама отнеслась с недоверием к реко¬мендациям и отдала ребенка в первый класс с усложненной программой.

Результат
В школе у ребенка начались проблемы в поведении. Он стал во время
урока кричать, шуметь, петь песни, то есть демонстративно себя вести, проявлять агрессию по отношению к одноклассникам и учителю.
Это произошло потому, что выбор неправильной программы ухудшил
адаптацию к школе и отбил у ребенка желание учиться.

Рекомендации для родителей
При выборе школьной программы основывайтесь на состоянии и способностях ребенка, а не на желании видеть его лучшим и доказать это окружающим. Учитывайте мнение воспитателей и других специалистов детского сада
и центра развития, где занимается ребенок, о возможностях ребенка.
Чтобы ребенок смог учиться по сложной программе, ему потребуется дополнительная подготовка. Такая программа может полностью изменить поведение ребенка. Если он не будет справляться, то начнет протестовать, показывать всем свое недовольство, станет пассивен в учебе.


Не учитывают мнение специалистов детского сада

Ситуация



По результатам диагностики готовности к школе педагог-психолог и воспитатели детского сада предупредили маму о трудностях, которые ожидают ее сына в школе. Но педагог центра развития, который посещал мальчик, заверил маму, что ребенок к школе готов. Мама с недоверием отнеслась к тому, что услышала в детском саду. Ей казалось, что в центре развития должны быть более квалифици¬рованные специалисты и более точная информация.

Результат
В первом классе учитель сразу заметил, что ребенку трудно понимать инструкции, выполнять задания, концентрироваться, запоминать инфомацию. У него не было элементарных знаний. В ноябре ребенок отказался ходить в школу, так как ему трудно, он ничего не понимает и хочет в детский сад. Ребенка пришлось перевести в компенсирующий класс, где он стал посещать занятия педагога-психолога и дефектолога.

Рекомендации для родителей
Учитывайте, что коммерческие цели центров развития могут влиять
на оценку результатов ребенка. Спросите мнение их специалистов о ребенке, но не ограничивайтесь этим. Ошибка – считать, что мнение педагогов в детском саду менее обоснованное. Чем раньше родители начинают принимать во внимание информацию, которую получают от педагогов в детском саду, тем больше шансов избежать трудностей в будущем.


Стыдятся компенсирующего первого класса

Ситуация



Ребенок не справлялся с программой подготовительной группы детского сада. Его возраст к первому сентября был бы семь лет и два месяца. Родители не хотели оставлять его еще на один год в детском саду. Педагог-психолог предложил зачислить ребенка в компенсирующий класс. Родители постыдились компенсирующего класса и отдали ребенка в обычный.

Результат
В первом классе ребенок остался на второй год по причине неуспеваемости. С согласия родителей его перевели в компенсирующий первый класс.

Рекомендации для родителей
Если специалисты детского сада рекомендуют зачислить ребенка в первый класс компенсирующего вида, прислушайтесь к их мнению. Их мотив – благо для ребенка, ведь ребенок из детского сада уходит и они могли бы не думать о его проблемах. Кроме того, не нужно недооценивать коррекционную работу в детском саду. Трудности, которым недостаточно внимания уделяли до школы, в школе становятся более серьезными, запущенными, их сложнее преодолеть.

Прекращают занятия с психологом и логопедом
после детского сада

Ситуация



Ребенок в детском саду получал помощь специалистов службы сопровождения: педагога-психолога и учителя-логопеда. Они рекомендовали маме для школы сделать повторное психолого-педагогическое заключение. Мама на словах согласилась с ними, но не стала ничего делать. По поведению ребенка она сделала вывод, что трудности он преодолел.

Результат
Ребенок пассивно вел себя во время урока, отказывался выполнять задания, в среднем по семь или восемь раз за урок отпрашивался в туалет. Его адаптация к школе протекала очень тяжело. Сказывались трудности, которые не были проработаны вовремя.

Рекомендации для родителей
Если ваш ребенок до школы получает помощь педагога-психолога, учителя-логопеда, то при переходе в школу обязательно уточните у них уровень его развития в текущий момент.
В большинстве случаев рекомендуется получить повторное психолого-педагогическое заключение, но уже для школы. Эти меры помогут ему оказаться в подходящих условиях, быстрее адаптироваться к школе и скорректировать возможные трудности.

Торопятся отдать ребенка
в первый класс

Ситуация



Родители отдали сына в первый класс до того,
как ему исполнилось 7 лет. Они не посовето¬вались со специалистами детского сада. В школе у ребенка появились трудности. Мальчик умел читать и считать, но опаздывал на уроки, так как заигрывался на перемене. Он проявлял актив¬ность только в первые пять минут урока, а потом вставал и ходил по классу или играл. В ответ на замечания и задания ненадолго менял поведение, но затем снова отвлекался.

Результат
К февралю следующего года мальчик стал чуть более усидчив и начал
вовремя приходить на урок. Однако играл во время урока до конца
учебного года. Он недоиграл в дошкольном возрасте, поэтому продолжал
играть в школе. Обучение оказалось для него психологически сложной
задачей.

Рекомендации для родителей
Спросите у специалистов детского сада, готов ли ваш ребенок к школе, нужно ли что-то сделать, например, летом. Дети, чаще мальчики, которым не исполнилось
7 лет, испытывают трудности в начальных классах. У них недостаточно развиты речь, внимание, память, самоконтроль. Они не способны усидеть на месте в течение урока, слушать учителя, не отвлекаться, выполнять задания, запоминать новый материал в нужном объеме, успевать за темпом класса. Лучше, если ребенок пойдет в школу в 7 лет и 6 месяцев или позже и будет учиться на четверки и пятерки, чем на год раньше, и будет учиться на тройки. Такой ребенок будет дезадаптирован и в средней школе, без мотивации к обучению и общению со сверстниками.

Учитывают только знания ребенка,
а не поведение в целом

Ситуация



Мальчик поступил в первый класс с развитым навыком чтения и умением считать. Но ходил по классу на уроке, отвлекал детей, не реагировал на учителя, громко и демонстративно изъяснялся, не понимал и не делал заданий. Когда появились оценки, стал получать двойки. Родители обвинили учителя в предвзятости, отказались взаимодей-ствовать с педагогом-психологом. Позже на пове¬дение мальчика стали жаловаться родители одноклассников.

Результат
Родители мальчика согласились взаимодействовать с педагогом-психологом. Ребенок стал ходить на индивидуальные занятия с ним и, по заключению врачей, посещать школу по индивидуальному графику. Со временем его поведение нормализовалось.

Рекомендации для родителей
Если вы видите, что у ребенка есть способности в чтении, счете, проверьте, умеет ли он при этом рассказывать по теме, когда спрашивают, правильно выполнять задания на занятии, следует ли правилам поведения. Узнайте об особенностях поведения ребенка в группе, о трудностях, которые могут его ожидать. Уже в детском саду специалисты могут определить, будет ли поведение ребенка в школе нежелательным. Помните, что хорошая речь, память, умение прибавлять и отнимать в уме трехзначные цифры – еще не признак готовности к школе. В некоторых случаях это даже повод обратиться за помощью. Быстрое развитие умственных способностей может компенсироваться отставанием в развитии поведенческих навыков.

по материалам из Справочной системы «Образование».

Поделись статьей в: