История о том, как в Севастополе военные и люди в рясах пытались задержать двух Севастопольских журналистов,  уже  вышла за пределы города и попала в федеральные СМИ

 

В Севастополе неизвестные люди в рясах задержали журналистов Виктора Ядуху и Надежду Исаеву возле храма во имя святых преподобномучеников Александра Пересвета и Андрея Осляби. Об этом сообщает «Новая газета».

«На территорию части мы не заходили. Стояли у храма, с которого прекрасно видна свалка. Но как только Надежда достала фотоаппарат, из храма выбежали двое человек в рясах, под которыми был виден камуфляж. Они сказали, что фотографировать в этом месте запрещено. Вызвали военное начальство. В итоге нас сейчас окружили восемь вооруженных человек. Говорят, что вынуждены нас задержать. Ждем приезда то ли полиции, то ли ФСБ», — приводит «Новая» слова Виктора Ядухи.

Помощник командира севастопольской 31-й дивизии ПВО по работе с верующими военнослужащими священник Александр Рева заявил в разговоре с «Новой газетой», что храм является дивизионным, и поэтому фотографировать возле него запрещено. Журналисты заявили, что о воинской принадлежности храма ничего не говорит.

 

Прокомментировал ситуацию известный священнослужитель Андрей Кураев

«Это не рясы и не батюшки. Это солдаты-срочники, которых отпустили пономарить в храме при их воинской части», — написал диакон.

 

Высказались по этому поводу и некоторые Севастопольские общественники. Например, на своей страничке в ФБ Алиса Лазарева написала:

 

Военные полигоны больше не принимают строительный мусор. Надежда Исаева и Ядуха опоздали на дцать лет!

Ни депутаты, ни журналисты сомнительных изданий не имеют право снимать на фото или видео военные части! То что Горелова, Горлова, и журналистов задерживают- показывает их явную не компетенцию и отсутствие толики юридического понимания!

Традиционно дистанцируясь от ситуации, молчит Севастопольское отделение Союза журналистов России.

 

Поскольку меня самого пытались задержать военнослужащие   той же части, когда я с автомобильной дороги, проходящей мимо кладбища,  фотографировал храм, то можно предполагать, что у них, то ли приказ, то ли массовое заболевание.

Вначале выскочил боец,  который потребовал, чтобы я  проследовал за ним к дежурному по части, потом прибежала еще парочка воинов, один из которых сообщил:  «Вы задержаны, я дежурный по части»  Я ему предложил идти в свою часть и дежурить дальше. В общем, сам полез на конфликт, поскольку вели они себя довольно  нагло. Но это дело минувшее.

Но может действительно это какой-то секретный храм, который не то, что снимать, а и смотреть на него запрещено?

Можно конечно задаться вопросом по поводу комментария помощника командира севастопольской 31-й дивизии ПВО по работе с верующими, о том, что храм дивизионный. Наша страна многонациональная и не секрет что люди, в том числе и военнослужащие, исповедуют  разные религии. Тогда зачем выделять какое-то одно культовое сооружение, предназначенное  для отправления православных культов. А где тогда  отправлять свои  религиозные потребности буддистам, иудеям, католикам и т.д.

Примерно такую ситуацию описывает в своей книге бывший глава службы безопасности президента Б. Ельцина, генерал-лейтенант А.Коржаков.  Когда Борис Николаевич захотел на празднование своего дня рождения пригласить патриарха, ему подсказали, что в таком случае и раввина с муллой приглашать надо. В результате не пригласили ни кого.

Кстати, что касается храма, то, скорее всего это самострой, и категория земельного участка, не предполагает его строительства. Но пусть этот вопрос останется  вотчиной  журналистов, которые имеют право написать соответствующий запрос и обнародовать полученный ответ.

Я и сам фотограф – любитель, поэтому вдвойне хочу разобраться, насколько законно действовали журналисты.

Сразу договоримся: законодательство различает право на съемку и право на распространение изображения. Распространение – это любое действие, которое позволяет другим людям увидеть снимок: выставка, публикация в СМИ, размещение в интернете, печать на буклетах, баннерах и т.п. Соответственно, законы по-разному регулируют эти права. И очень часто разрешают снимать, но запрещают или ограничивают распространение, еще чаще эти понятия смешивают воедино. Например, устроители массовых мероприятий часто запрещают съемку, ссылаясь на «угрозу нарушения авторских прав». Но для съемки в личных целях законы не накладывают никаких ограничений.

Конституция РФ задекларировала следующее положение:

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Список сведений, составляющий гостайну. Я приведу в конце статьи

Что касается  съемки храмов и внутри  их, то нет  ни одного закона, который бы регулировал вопрос съемки в религиозных учреждениях. Это ограничение носит, скорее, этический характер: вспышки, щелканье затворов, действия фотографа могут мешать верующим.

Но может быть нельзя, снимать военную технику? Но тогда как же военные парады, запечатленные на километры  кинопленки, или празднование дня флота в Севастополе, когда боевые корабли во все красе вытраиваются на всеобщее обозрение  на внешнем Севастопольском  рейде.

Бывает, что в кадр попадает  и совершенно секретная техника.

 

Не знаю, к какому выводу придут работники полиции, которые опросили задержанных журналистов, более интересен вывод, к которому придет военный прокурор, усмотрит ли он в действиях  военнослужащих признаки административного правонарушения Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам

 

ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

 

(Важно помнить, что перечни эти носят ориентирующий характер, поскольку представляют собой «совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством»)

Из Закона «О государственной тайне». Раздел II. Статья 5. (в ред. Федерального закона от 06.10.97 № 131-ФЗ)

Государственную тайну составляют:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом «Об обороне», об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов;

о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно — исследовательских и опытно конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;

о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке;

2) сведения в области экономики, науки и техники:

о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов;

об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства;

об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;

о достижениях науки и техники, о научно — исследовательских, об опытно — конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства;

об объемах запасов, добычи, передачи и потребления платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, а также об объемах других стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации (по списку, определяемому Правительством Российской Федерации);

3) сведения в области внешней политики и экономики:

о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно — кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно — розыскной деятельности:

о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно — розыскную деятельность;

об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно — аналитических системах специального назначения;

о методах и средствах защиты секретной информации;

об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны;

о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;

о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации;

о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Также полезно почитать:

Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»

Закон «О средствах массовой информации»

Колесников Борис.
9788118380@mail.ru

 

 

 

Поделись статьей в: