20 января, всего через четверо суток после ежегодного послания к Федеральному Собранию, Президент внес в Государственную Думу законопроект № 885214-7

«О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти»

которым предполагается внести ряд изменений в действующую Конституцию.

Кавалеристским темпом, с которым проделана работа по подготовке законопроекта, Президент оправдал наблюдение Отто фон Бисмарка: «Русские долго запрягают, но быстро едут». Похоже, подготовительная работа проводилась заранее и не один месяц.

Что хочется отметить в законопроекте?

Права жителей Крыма и Севастополя

В законе особо оговорено право избираться Президентом для  жителей Крыма и Севастополя. На нас, как граждан государства, которое было принято, или часть которого была принята в Российскую Федерацию и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства, не распространяется ограничение о необходимости 25 лет проживать на территории РФ и ранее не иметь иностранного гражданства

Всенародное голосование.

Своим законопроектом глава государства  определил, что Закон Российской Федерации о поправке к Конституции выносится на общероссийское голосование.

Замечу, что автор законопроекта не употребил слово референдум, предпочтя ему термин – всенародное голосование.

Пока непонятно это синонимы или Президент в термин всенародное голосование, вкладывает иной смысл.

Во втором случае, необходимо нормативное регулирование в  виде Указа Президента  или Федерального закона, в котором будет определено, кто назначает всенародное голосование, сроки его проведения, необходимая явка и количество голосов участников голосования (как правило, 50%  + 1 голос) для того чтобы голосование было признано состоявшимся, а закон считался принятым. В случае если голосование будет признано несостоявшимся, то по истечению какого срока можно проводить повторное всенародное голосование по этому же вопросу. Будут результаты голосования носить обязательный или рекомендательный характер?

В общем, возможны варианты и разные подходы. Если проведение обычного референдума строго регламентировано соответствующим законом, то форма в виде всенародного голосования, предложенная Президентом, оставляет достаточно большой простор для фантазии.

 

 

Примат международного права

Приоритет международного права так и остался зафиксированным в Конституции РФ.

Несмотря на то, что статья 79 Конституции РФ, которая в сегодняшней редакции звучит так:

Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

 

Дополняется, по замыслу автора законопроекта, предложением:

 

Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации.

Остается неизменной часть 4 статьи 15, согласно которой:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

 

Такое деликатное, со стороны главы государства, отношение к международным обязательствам России, думается, найдет положительный отклик среди политиков и специалистов в области права.

 

 

Государственный Совет.

 

Глава государства предлагает дополнить статью 83 Конституции пунктом Ж-1

согласно которому Президент

формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом.

 

Накануне внесения законопроекта, наблюдатели предполагали, что для Госсовета очень трудно найти незаполненную нишу, скорее всего Президент передаст  часть своих полномочий этому органу. Так и получилось, по крайней мере, в части  определения Госсоветом основных направлений внутренней и внешней политики.

Непонятно почему в статью 80 Конституции никаких изменений предложено не было. Согласно именно этой статье Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

 

Теперь депутатам придется  поломать голову над федеральным законом, чтобы не вышло дублирования полномочий.  Наличие одинаковых полномочий у Госсовета и главы государства, вряд ли может привести к чему нибудь хорошему.

 

Надо отметить наметившуюся  некоторую неопределенность в статусе будущего Госсовета. Согласно статье 11 Конституции РФ, в которую не предполагается внесение никаких изменений,

 

«Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».

 

Государственный Совет в этой статье Конституции, не упоминается.

 

 

Местное самоуправление, которое по замыслу автора законопроекта будет входить вместе с органами госвласти в единую систему публичной власти, это тема большой дискуссии, потому что в Конституции РФ термина, использованного Президентом, нет.

По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина «Единая система публичной власти – это фразеологический оборот, с помощью которого Президент расширяет поле дискуссии».

Но пока оставим эту тему на будущее, предоставив возможность высказаться действующим депутатам местного самоуправления.

 

Попытки, удачные и неудачные внести изменения в основной закон государства делались неоднократно. Для любителей этой истории приводим ссылки на соответствующие законопроекты:

 

Проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации N 124578-5 «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (внесен Президентом РФ)

Проект закона N 557038-6 о поправке к Конституции Российской Федерации «Об Администрации Президента Российской Федерации» (внесен депутатами ГД Б.С. Кашиным, В.С. Романовым, С.Н. Решульским, И.И. Мельниковым, В.Н. Федоткиным, В.Н. Паутовым, Ж.И. Алферовым, В.А. Коломейцевым, А.Ж. Бифовым, A.Ю. Русских, А.Н. Абалаковым, Б.О. Комоцким, Ю.В. Афониным, B.А. Ганзя, Н.И. Сапожниковым, Н.Н. Езерским, О.Н. Алимовой, М.Н. Берулавой, В.В. Бортко, В.И. Бессоновым, О.И. Денисенко, Ю.П. Синельщиковым, О.А. Куликовым, К.А. Лазаревым, Н.В. Коломейцевым, В.П. Комоедовым, П.С. Дорохиным, В.М. Мархаевым, A.В. Корниенко, А.Д. Куликовым, С.Е. Савицкой, Н.М. Харитоновым, C.И. Юрченко, М.М. Заполевым, В.С. Шурчановым…)

Проект федерального закона N 373837-3 «О поправке к Конституции Российской Федерации по изменению срока полномочий Президента Российской Федерации» (внесен Законодательным Собранием Ивановской области) (снят с рассмотрения)

Проект федерального закона N 216904-3 «О поправке к Конституции Российской Федерации по изменению срока полномочий Президента Российской Федерации» (внесен Законодательным Собранием Ивановской области)

Проект федерального закона N 214701-3 «О поправке к Конституции Российской Федерации» (внесен Государственной Думой Астраханской области)

Проект федерального закона N 124588-5 о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» (внесен Президентом РФ) (подписан Президентом РФ)

Проект федерального закона N 124588-5 о поправке к Конституции Российской Федерации «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» (внесен Президентом РФ) (подписан Президентом РФ)

Проект закона N 124578-5 «О поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (подписан Президентом РФ)

Проект закона N 124578-5 «О поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (подписан Президентом РФ)

Проект федерального закона N 99059283-2 «О поправке к статье 103 Конституции Российской Федерации» (внесен депутатами ГД Е.Б.Мизулиной, А.И.Лукьяновым, Ю.П.Ивановым, Н.И.Шаклеиным, В.В.Курочкиным, В.Л.Шейнисом, В.В.Киселевым и др.))

Проект федерального закона N 99046639-2 «О внесении изменения в статью 83 Конституции Российской Федерации» (внесен Волгоградской областной Думой)

Проект федерального закона N 95063785-1 «О внесении поправки в статью 29 Конституции Российской Федерации «О защите общественной нравственности» (внесен Алтайским краевым Законодательным Собранием) (снят с рассмотрения)

Проект федерального закона N 116303-3 «О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской Федерации» (о необходимости получения согласия субъекта Российской Федерации на изменение его территориальных границ) (внесен Сахалинской областной Думой) (снят с рассмотрения)

Проект федерального закона N 10004-4 «О внесении дополнений в статью 67 Конституции Российской Федерации» (о необходимости получения согласия субъекта Российской Федерации на изменение его территориальных границ) (внесен Сахалинской областной Думой) (снят с рассмотрения)

Проект федерального закона «О поправке к части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации» (внесен Советом Федерации)

Проект федерального закона «О поправках к частям 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации» (внесен Советом Федерации)

Проект федерального закона «О поправках к статьям 103 и 117 Конституции Российской Федерации» (О недоверии членам Правительства Российской Федерации) (внесен одной пятой от общего числа депутатов ГД)

Проект федерального закона «О поправках к статьям 83, 103, 112 Конституции Российской Федерации» (о назначении заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров) (внесен одной пятой от общего числа депутатов ГД)

Проект федерального закона «О поправках к статьям 101, 102 и 103 Конституции Российской Федерации» (о парламентском контроле) (внесен одной пятой от общего числа депутатов ГД)

Проект федерального закона «О поправке к части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации» (об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Российской Федерации) (внесен Государственным Советом Республики Татарстан)

Проект федерального закона «О поправках к статьям 83, 103 и 117 Конституции Российской Федерации (о порядке освобождения от должности Председателя Правительства Российской Федерации)» (внесен одной пятой от общего числа депутатов ГД)

Проект федерального закона N 99091057-2 «О поправке к части 4 статьи 129 Конституции Российской Федерации» (внесен Сахалинской областной Думой) (снят с рассмотрения)

Проект федерального закона N 99039592-2 «О внесении изменений и дополнений в часть 4 статьи 129 Конституции Российской Федерации» (внесен Сахалинской областной Думой)

Проект федерального закона N 98055264-2 «О поправках к ст.83, 102, 103, 107, 128, 129 Конституции Российской Федерации» (о перераспределении полномочий между Советом Федерации и Государственной Думой) (внесен одной пятой от общего числа депутатов ГД) (снят с рассмотрения)

Проект федерального закона N 98055257-2 «О поправках к ст.93, 103, 109, 125 Конституции Российской Федерации» (Об отрешении Президента Российской Федерации от должности) (внесен одной пятой от общего числа депутатов ГД) (снят с рассмотрения)

Проект федерального закона N 90014891-3 «О внесении изменения в пункт 1 статьи 81 Конституции Российской Федерации» (в части увеличения срока полномочий Президента Российской Федерации) (внесен депутатами ГД И.В. Лебедевым, Е.Ю.Соломатиным) (снят с рассмотрения)

Проект федерального закона N 468171-6 «О поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (внесен депутатами ГД В.В. Жириновским, И.В. Лебедевым, С.М. Мироновым, А.Н. Диденко, Д.Ю. Носовым, B.В. Журко, С.М. Катасоновым, А.А. Ищенко, М.А. Шингаркиным, А.Н. Свинцовым, М.В. Дегтяревым, В.М. Тарасюком, С.В. Калашниковым, C.И. Фургалом, Д.А. Литвинцевым, Л.Э. Слуцким, Д.А. Свищевым, А.К. Луговым, С.Г. Каргиновым, И.К. Сухаревым, Э.В. Маркиным, Я.В. Зелинским, А.А. Смирновым, А.Л. Маркиным, А.С. Кропачевым, С.Е. Вайнштейном, А.Б. Курдюмовым, С.А. Жигаревым, М.Н. Свергуновой, К.С. Субботиным, С.В. Ивановым, В.С. Золочевским, …) (в первом чтении) (не действует)

Проект закона N 352924-6 «О поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (внесен Президентом РФ) (в первом чтении) (не действует)

Проект закона N 352924-6 «О поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (внесен Президентом РФ) (во втором чтении) (не действует)

Проект закона N 352924-6 «О поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (внесен Президентом РФ) (в третьем чтении) (не действует)

Проект федерального конституционного закона N 96700174-2 «О поправках к Конституции Российской Федерации» (внесен депутатами ГД — членами Комитета ГД по вопросам геополитики) (не действует)

Проект федерального конституционного закона N 96029090-2 «Об изменении редакции статьи 43 Конституции Российской Федерации» (внесен Тамбовской областной Думой) (не действует)

Проект федерального конституционного закона N 95700015-1 «О поправке к статье 96 Конституции Российской Федерации» (внесен депутатом ГД Э.А.Пащенко) (снят с рассмотрения) (не действует)

Проект федерального конституционного закона N 95700014-1 «О поправке к статье 135 Конституции Российской Федерации» (внесен депутатом ГД Э.А.Пащенко) (не действует)

Проект федерального закона N 468171-6 «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (внесен депутатами ГД В.В. Жириновским, И.В. Лебедевым, С.М. Мироновым, А.Н. Диденко, Д.Ю. Носовым, B.В. Журко, С.М. Катасоновым, А.А. Ищенко, М.А. Шингаркиным, А.Н. Свинцовым, М.В. Дегтяревым, В.М. Тарасюком, С.В. Калашниковым, C.И. Фургалом, Д.А. Литвинцевым, Л.Э. Слуцким, Д.А. Свищевым, А.К. Луговым, С.Г. Каргиновым, И.К. Сухаревым, Э.В. Маркиным, Я.В. Зелинским, А.А. Смирновым, А.Л. Маркиным, А.С. Кропачевым, С.Е. Вайнштейном, А.Б. Курдюмовым, С.А. Жигаревым, М.Н. Свергуновой, К.С. Субботиным и др.) (во втором чтении) (не действует)

Проект федерального закона N 468171-6 «Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (внесен депутатами ГД В.В. Жириновским, И.В. Лебедевым, С.М. Мироновым, А.Н. Диденко, Д.Ю. Носовым, B.В. Журко, С.М. Катасоновым, А.А. Ищенко, М.А. Шингаркиным, А.Н. Свинцовым, М.В. Дегтяревым, В.М. Тарасюком, С.В. Калашниковым, C.И. Фургалом, Д.А. Литвинцевым, Л.Э. Слуцким, Д.А. Свищевым, А.К. Луговым, С.Г. Каргиновым, И.К. Сухаревым, Э.В. Маркиным, Я.В. Зелинским, А.А. Смирновым, А.Л. Маркиным, А.С. Кропачевым, С.Е. Вайнштейном, А.Б. Курдюмовым, С.А. Жигаревым, М.Н. Свергуновой, К.С. Субботиным и др.) (в третьем чтении) (не действует)

Проект федерального закона N 330646-4 «О поправке к статье 81 Конституции Российской Федерации» (об установлении возможности занимать должность Президента Российской Федерации более двух раз подряд) (внесен Парламентом Чеченской Республики) (не действует)

Проект федерального закона N 99065866-2 «О поправках к статьям 67, 72 и 102 Конституции Российской Федерации» (внесен Сахалинской областной Думой) (не действует)

Проект федерального конституционного закона N 96010833-2 «Об изменении редакции статьи 43 главы 2 Конституции Российской Федерации» (внесен Смоленской областной Думой) (не действует)

Проект федерального конституционного закона N 95700011-1 «Об исключении пункта «ж» из ст.83 Конституции Российской Федерации» (внесен депутатом СФ А.П.Мананниковым) (не действует)

Проект федерального конституционного закона N 95068950-1 «О внесении дополнения в статью 73 Конституции Российской Федерации» (внесен Тюменской областной Думой) (не действует)

Проект федерального конституционного закона N 95012825-1 «О поправках к статьям 83, 102, 103, 110 Конституции Российской Федерации» (внесен Московской областной Думой) (не действует)

Проект федерального закона N 98094934-2 «О поправках к статьям 104 и 125 Конституции Российской Федерации о наделении Генерального прокурора Российской Федерации правом законодательной инициативы, правом обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации и об изменении наименования главы 7 Конституции Российской Федерации» (внесен членами СФ)

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 января 1995 г. N 334-I СФ «О проекте федерального конституционного закона «О поправке к части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации»

Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17 декабря 1994 г. N 306-I СФ «О проекте федерального конституционного закона «О поправках к частям 3 и 4 статьи 105 Конституции Российской Федерации»

 

 

 

 

 

Поделись статьей в: