В ноябре прошлого года, в то время новоиспеченный спикер Севастопольского Заксобрания В.Немцев  обнадежил жителей города заявлением о том, что  сложившееся положение с неработающей Общественной палатой Севастополя, недопустимо, пообещав решить этот вопрос.

Он сослался на проведенное совместное совещание, которое провел с членами Общественной палаты, совместно с  врио Губернатора Михаилом Развожаевым, по результатам которого пришли к выводу,  что ОП надо распускать.

Напомним, что избранный  в феврале прошлого года новый состав Общественной палаты так и  смог собраться на свое первое заседание. Согласно закону «Об общественной палате города Севастополя»

 

 «Срок полномочий членов Общественной палаты составляет три года и исчисляется со дня первого заседания Общественной палаты нового состава».

Попытка провести первое заседание Общественной палаты была предпринята год назад, 7 марта 2019 года. Но из-за отсутствия кворума  заседание не состоялось, а если быть точным, было сорвано.

Существует установленный законом особый порядок созыва  первого заседания ОП. Оно созывается не позднее чем через 10 календарных дней со дня истечения срока полномочий членов Общественной палаты действующего состава. Первое заседание Общественной палаты нового состава созывается Губернатором города Севастополя.

Законом не предусмотрена возможность повторно созывать первое собрание Палаты. По этой причине ситуация  абсолютно тупиковая, противоречащая Уставу — Основному закону Севастополя, в статье 3  которого указано:

«В целях обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации…  ДЕЙСТВУЕТ  Общественная палата».

 

Слово «ДЕЙСТВУЕТ» в тексте ключевое.

Наличие избранной, но не действующей Общественной палаты законом не предусмотрено.

Для чего создается Общественная палата?

За ответом далеко ходить не надо, он содержится непосредственно в законе.

Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан, некоммерческих организаций, органов государственной власти города Севастополя и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития города Севастополя, защиты прав и свобод граждан, развития демократических институтов.

Так же она наделена правом проведения общественного контроля в соответствии с действующим законодательством.

Общественная палата, не будучи органом власти в тоже время является важнейшим общественным институтом, своеобразным мостиком между властью и обществом.

Согласно законодательству Севастополя, ОП  наделена правом законодательной инициативы. То есть имеет право разрабатывать и вносить на рассмотрение Законодательного Собрания, проекты законов, а так же изменения в действующие законы Севастополя.

В сегодняшних реалиях однопартийного доминирования, это право  трудно переоценить.

Возможно, именно по этой причине власти не спешат навести порядок. Вопреки громким заявлениям  В. Немцева, избранные члены ОП, с которыми удалось поговорить, утверждают, что никто их не собирал, написать заявление о сложении полномочий никто не предлагал.

Небезынтересно отметить, что Владимир Немцев, делая громкие заявления, об отсутствии в городе института гражданского общества в лице Общественной палаты, скромно умалчивает о сфере своей персональной ответственности. Вопреки требованиям действующего законодательства, в Законодательном Собрании до настоящего времени не создан Общественный совет, наличие которого предусмотрено Федеральным законом № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Согласно закону, Общественный совет содействует учету прав и законных интересов общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций при общественной оценке деятельности органов исполнительной власти.

Ближайшие последствия отсутствия правомочной Общественной палаты.

Тихий омут палаточной жизни нарушил ни кто-нибудь, а лично Владимир Путин. На официальном сайте Президента 25 февраля, опубликована информация о начале формирования нового состава Общественной палаты РФ.
Не позднее 30 дней со дня инициирования процедуры формирования нового состава Общественной палаты, общественные палаты субъектов Российской Федерации избирают из своего состава по одному представителю в состав Общественной палаты Российской Федерации.

До 25 марта времени немного. Сформировать новый правомочный состав Общественной палаты, за оставшееся время невозможно. А это значит, что Севастополь  окажется в центре скандала, как единственный субъект не сумевший выдвинуть своего представителя в федеральную Общественную палату. Интересы Севастополя  представлять будет некому.

Но это не единственная проблема. Судя по информации, которая попадает в СМИ, пул наблюдателей за голосованием по внесению изменений в Конституции, вероятнее всего будут формировать Общественные палаты субъектов.

Если это положение будет закреплено постановлением ЦИК, или иным нормативным актом,  то город-герой попадет в незавидную ситуацию.

Из-за отсутствия правомочной Общественной палаты, не будет сформирован пул наблюдателей, а значит,  Правительство Севастополя не сможет обеспечить контроль над проведением всенародного голосования

 

Извечный вопрос: что делать?

 

 

Ни федеральным, ни местным законом не предусмотрен роспуск Общественной палаты. Согласно законодательным нормам возможно лишь прекращение полномочий членов ОП.

Понятно, что они не спешат приостанавливать свои полномочия, с радостью подписываясь, член ОП – имярек.  Тем более что Правительство закрывает  глаза на фиктивный статус  членов Палаты. Примером может послужить список состава сформированного  общественного совета по реконструкции  улицы Большой Морской.  В этом мартирологе  легко можно найти представителей так называемой Общественной палаты, которая, как мы понимаем, не имела ни права, ни возможностей кого-нибудь выдвигать.

В отсутствие законодательных норм можно ли сегодня досрочно прекратить полномочия Палаты? думается что да.

В 2015 году, в Постановлении 18-П  Конституционный Суд РФ выразил правовую позицию

 

не исключающую возможности однократного изменения федеральным законом даты очередных выборов, ведущего к сокращению реального (фактического) срока полномочий Государственной Думы текущего созыва, при условии, что такое сокращение осуществляется в конституционно значимых целях.

Используя логику, Конституционного Суда, учитывая упоминание в Уставе Севастополя действующей Общественной палаты, врио Губернатора может  издать Указ о досрочном  прекращении ее полномочий.

Возможно, предложенный выход из ситуации не безупречен, возможно, он вызовет негодование у некоторой части членов бездействующей Палаты. Но не ждать же в самом деле, еще два года, пока не истечет трехлетний срок их легислатуры.

 

Колесников Борис.

 

Для тех кто желает поделиться информацией:9788118380@mail.ru

 

Поделись статьей в: