Общероссийское  голосование за поправки в Конституцию необходимость или юридический блеф?

 

Вне всякого сомнения, сегодня вопрос общероссийского  голосования за поправки в Конституции приобрел политический характер.  Некоторые наблюдатели  рассматривают его  сквозь призму доверия к Президенту.

Результаты референдума сразу становятся законом, то есть как решили люди, так тому и быть высшая форма проявления демократии. При общероссийском голосовании окончательное решение — за органами власти.

Но оставим политику и политиков в покое, попробуем разобраться в юридическом аспекте  предлагаемой нам процедуры общероссийского голосования. Будет ли оно иметь какое-нибудь значение для вступления обновленной Конституции в силу.

Впервые термин «общероссийское голосование» прозвучал в Послании Президента Федеральному Собранию 15 января 2020 года. Почему Президент избежал  понятного и законодательно закрепленного слова «референдум» остается только гадать. Версий уже опубликовано в достаточном количестве, поэтому не буду на них останавливаться

10 марта Государственная Дума приняла во втором чтении законопроект о конституционных поправках. На сегодняшний день он принят в окончательном, третьем чтении. Теперь появилась возможность, опираясь  не на догадки и высказывания политиков, а  на принятый закон проанализировать вопрос общероссийского голосования.

Закон  

о внесении поправок в Конституцию состоит из трех частей.

Первая, основная часть закона, это непосредственно поправки в Конституцию.

Вторая посвящена  вопросу проведения общероссийского голосования.

Часть третья  говорит о поэтапном вступления закона в силу.

Порядок вступления закона в силу изложен крайне запутано.

«Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации, за исключением статей 1 и 2 настоящего Закона, которые вступают в силу в особом порядке».

Упоминая некий особый порядок, законодатель не обратил внимания, что нарушает нормы действующей статьи 136 Конституции, в которой указано:

«Поправки к главам 38 Конституции Российской Федерации… вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».

Вне всяких сомнений, что законодательные органы  субъектов, одобрят предложенные поправки  до конца текущей недели. А это значит только одно- закон о внесении поправок вступил в силу.

Этот вывод подтверждается правовой позицией Конституционного Суда изложенной в Постановление 31.10.1995 N 12-П «По делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации»

 

«Вступивший в силу после одобрения необходимым числом законодательных органов субъектов Российской Федерации закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию».

 

То есть Конституционный Суд подтвердил и без того ясную и понятную норму Конституции, что закон о поправках вступает в силу после одобрения его законодательными органами субъектов Федерации. У Президента, в силу прямого указания  Конституции, возникает обязанность  его подписать и обнародовать.

Владимир Путин неоднократно публично заявлял: «Граждане нашей страны — окончательная инстанция, которая принимает закон о поправках или отклоняет. И только после этого я его подпишу».

Как видим, такая позиция хоть и социально одобряемая, но противоречит Конституции Российской Федерации.

Напомню еще одно знаковое выражение Владимира Путина «Единственная диктатура, которой все мы обязаны подчиниться, это диктатура закона»

 

Закон диктует необходимость подписать и обнародовать закон о внесении поправок в Конституции после  его одобрения двумя третями законодательных органов субъектов Федерации.

 Государственная Дума предлагает Президенту спросить у Конституционного Суда  насколько  поправки и процедура вступления их в силу соответствуют Конституции.

 

«После вступления в силу настоящего Закона Президент Российской Федерации направляет в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о соответствии положениям глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не вступивших в силу положений настоящего Закона, а также о соответствии Конституции Российской Федерации порядка вступления в силу статьи 1 настоящего Закона.» (часть 2 статьи 3).

Обращу внимание, что по мысли законодателя Президент направляет запрос в КС о не вступивших в силу поправках.

Полномочия Конституционного Суда определены Конституцией и Федеральным Конституционным законом «О Конституционном Суде».

Согласно законодательству, КС проверяет на соответствие Конституции, вступившие в силу законы, иные нормативные правовые акты, но суд не наделен правом  проверять не вступившие в силу поправки.

Может возникнуть вопрос «почему»? Ведь законодатель  в статье 3  закона о поправках, ясно и четко наделил Конституционный Суд  правом рассмотреть не вступивший в силу законопроект.

Это действительно так. Однако в Федеральном Конституционном законе  «О Конституционном Суде», содержится норма, согласно которой:

«Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации, … может быть изменена не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный конституционный закон».

Поэтому можно смело констатировать, что думские законодатели в очередной раз ошиблись, не внеся в ФКЗ о Конституционном Суде соответствующие изменения.

Придется судьям, сидящим на Каменном острове в Санкт-Петербурге расхлебывать эту кашу. Времени на изучение огромного количества поправок отведено  законом, всего 7 дней

Чтобы не терять лицо, судьи  должны сославшись на неподведомственность дела, отказаться от его рассмотрения.

Но, похоже, сегодня тот случай, когда политика возобладает над правом.

КС уже высказывал свою позицию по внесению поправок.

 

Вот выдержка из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 года No 922-О-О

 

 

«Особый механизм внесения изменений в Конституцию Российской Федерации, закрепленный в ее главе 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» … позволяет в допускаемых самой Конституцией Российской Федерации пределах корректировать отдельные положения ее глав 3–8 путем принятия закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации –специального правового акта, имеющего особый статус.

 Проверка вносимых таким правовым актом поправок в Конституцию Российской Федерации по содержанию норм, будучи фактически проверкой положений самой Конституции Российской Федерации, непосредственно не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

 

Здесь коротенькое определение с аналогичным смыслом, от 2009 года, /KSRFDecision7709.pdf

когда КС отказался рассматривать дело об увеличении президентских сроков.

Правда, в обоих случаях речь идет о вступивших в силу поправках.

 

Чтобы аналогия была полной, вспомним, что и обсуждаемые нами поправки вступят в силу сразу после одобрения  их двумя третями законодательных органов Федерации.

 

Понимая сложность для восприятия читателями вышеприведенного текста, подведу итог.

 

Предложение законодателей об особом порядке вступления в силу поправок в Конституцию, противоречат самой Конституции. Согласно нормам Основного закона, и правовой позиции Конституционного Суда, поправки вступят в силу, сразу после их одобрения установленным количеством законодательных органов субъектов Федерации.

 

Предлагаемые нам общероссийское голосование  и порядок вступления поправок в силу, находятся за рамками действующей Конституции.

Колесников Борис.

 

Для тех кто желает поделиться информацией:9788118380@mail.ru

 

 

Поделись статьей в: