Пришедшая  к нам заморская хворь  ввела в обиход  ране редко употребляемые понятия: «карантин», «чрезвычайное положение», «чрезвычайная ситуация», «самоизоляция», «комендантский час».

Вопреки утверждению, авторство которого приписывают то Карамзину, то Гоголю, то Салтыкову – Щедрину, Николаю Первому, и сатирику М. Задорнову, о двух известных бедах, которые существуют в России, существует еще одна неистребимая беда – чиновничий новояз.

У нас взрыв называют хлопком,  наводнение – подтоплением, падение экономики – отрицательным ростом. Теперь появилась «самоизоляция».  Вроде как сам себя изолируешь, но  если что не так, то — штраф. Конечно, это не домашний арест, но и не САМОизоляция. САМОспасайтесь, САМОпрячтесь, САМОизолируйтесь!

В моем понимании, самоизоляция — выполнение властного предписания об ограничительных мерах, основанное на Указе высшего должностного лица региона.

Мало кто сомневается, что после окончания «президентских выходных», угроза распространения коронавируса никуда не денется. Напротив, как бы она не обострилась.

Поэтому, наверно, самое время разобраться с  этой «чрезвычайной» терминологией. Вопрос этот не праздный, а очень даже практический.

Мне на почту пишут, спрашивая, что делать. В Севастополе проживает одинокая преклонного возраста — 94 года, женщина, за ней ухаживает другая пожилая женщина, которая ежедневно с утра приезжает  в адрес своей подопечной, а  к вечеру едет к себе домой. Где и как взять пропуск пенсионеру? Имеет ли она право, официально нигде не работая,  покидать свое жилище?

У меня самого возникает вопрос. Разрешено выгуливать собаку в радиусе сто метров от дома. В иных регионах разрешено до 300 метров. Но я прописан в одном районе города, а проживаю в другом – противоположном. Представляю картину, подходит ко мне  участковый, конечно в маске, и спрашивает  паспорт, чтобы убедиться, что я,  выгуливая плюшевую собачку, положенный метраж не превысил. Но я тоже в маске и снимать ее не намерен.  Поэтому могу предъявить  паспорт хоть соседа, хоть своей бабушки.

Допустим, участковый зело ретивым оказался, и приволок меня в райотдел, для установления  мой замаскированной личности.  В этом заведении всего две камеры для содержания временно задержанных. Куда они меня, такого подозрительного, усиленно чихающего,  помещать будут?

Или в Москве, в качестве пропуска будет использоваться QR-код.  Столица идет в ногу со временем, но у меня и ни у кого другого нет обязанности,  иметь и носить с собой мобильный телефон. Может я по старинке,  с пейджером хожу. Получается, нет телефона, значит из дома  ни-ни.

Практика частенько расходится с теорией.

Очень хочу подчеркнуть, что не собираюсь заниматься критикой  действий правительства и врио Губернатора города Севастополя. Возможно, он в чем-то ошибается, но наша общая задача сплотиться, помогать друг — другу, выйти из предстоящего испытания достойно, как это сделали в период ЧС, объявленного  С.И. Меняйло, во время блэкаута.

Губернаторам сейчас не позавидуешь. Вся ответственность за предотвращение последствий от коронавируса возложена на них. И хоть темы исполнения ФЦП и другие  городские проблемы  отошли на задний план,  но их никто не отменял и рано или поздно за  все спросят.

Все губернаторы пытаются копировать действия Московского мэра – Сергея Собянина, который ввел жесткие ограничения для жителей столицы.

Авторитетный Сенатор Андрей Клишас, сопредседатель рабочей группы по изменениям в Конституцию,  заявил, что региональные власти не вправе вводить ограничения на передвижение по территории субъекта. Это компетенция федерации, а не отдельного субъекта. Свое мнение сенатор высказал после того, как мэр Москвы Сергей Собянин своим указом ограничил передвижение по городу всем жителям независимо от возраста.

Возможно, Сенатор  в чем-то прав,  но я не думаю, что его заявление было не согласовано « в верхах». Скорее это был своеобразный зондаж общественного мнения, перед принятием окончательного решения.

Но, что делать  главам регионов,  ведь лично Владимир Владимирович Путин, в своем телеобращении  назвал эти ограничительные  меры совершенно необходимыми и обоснованными.

Вертикаль власти никто не отменял, с ней необходимо считаться.

 

В Севастополе, согласно Указу врио Губернатора от 17 марта 2020 года № 14-УГ

действует режим  повышенной готовности. За тринадцать дней существования Указа в него уже шесть раз вносились изменения.

Находятся те, кто сильно критикует М. Развожаева  в анонимных телеграмм-каналах. Мол, то установил блокпосты на въездах в город, то отменил, то отобрал льготы на проезд в общественном транспорте, то вернул, то отменил троллейбусное сообщение, то опять заднюю включил.

Здесь надо понимать, что никто не готов и никого не учили действовать в такой обстановке. Это касается не только нашей страны. В Европе, как бы ни хуже. Враг невидим, как он поведет себя неизвестно, как его победить – непонятно. Скольким людям понадобится медпомощь,  спрогнозировать пока никто не берется. При плохом раскладе непонятно хватит ли в городе аппаратов ИВЛ (искусственной вентиляции легких).  Эти аппараты не лечат вирус, но дают шанс человеку выжить.

Сейчас в Севастополе, в наличии 60  таких аппаратов. Об этом врио Губернатора сообщил на официальной страничке Правительства  30 марта

На следующий день, в эфире программы «60 минут» Михаил Развожаев заявил:

 

«В наличии в Севастополе имеется 27 аппаратов искусственной вентиляции легких, однако в ближайшее время будут доставлены еще 15. Конечно, с ИВЛ у нас все не так хорошо, как хотелось бы, но мы рассчитываем, что общее количество ИВЛ у нас будет 51».

Меньше, чем за сутки количество аппаратов сократилось вдвое.

Понятно, что врио Губернатора лично не лазил по больничным подсобкам и не считал количество аппаратов ИВЛ. Но как бы из-за таких  помощничков – заместителей,  врачам не пришлось делать тяжелый выбор, кому дать шанс на жизнь, подключив к аппарату, а кого оставить мучительно  умирать.

Было бы здорово, если бы врио Губернатора публично назвал фамилию чиновника, который ввел его, и нас всех в заблуждение.

СЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ «ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ» РЕЖИМЫ?

Режим ЧС

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Карантин

ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» дает следующее определение.

Карантин — комплекс различных мер (в основном — ограничительных), которые направлены на недопущение массового распространения инфекционного заболевания. Чаще всего это ограничение контактов (вплоть до временной изоляции) между заболевшими инфекционным заболеванием и здоровыми людьми или отделение больных от здоровых.

Режим ЧП

Чрезвычайное положение — вводимый в соответствии с Конституцией и законом «О чрезвычайном положении» на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, должностных лиц, общественных объединений. Такой режим допускает ограничения отдельных прав и свобод, гарантированных Конституцией.

Режим ЧП могут ввести при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю Российской Федерации и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.

Самоизоляция

Извините, но такого термина в законе нет, или я плохо искал.

Часто приходится слышать мнение, что Указ врио Губернатора ограничивающий нас в праве передвижения, противоречит Конституции.

Теперь, когда мы знаем разницу в терминах, давайте разберемся.

Сторонники этой позиции ссылаются на статью 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ  «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Согласно закону у регионального руководителя есть право

 

осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина и направленные на защиту населения и территорий от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

 

Наше право свободно передвигаться гарантировано. Но ведь речь идет о ситуациях чрезвычайных. Поэтому Губернатору, этой же статьей дано право

 

ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, а также в зону чрезвычайной ситуации.

 

Угроза возникновения ЧС в городе, как и во всей стране, несомненно, существует, поэтому, в этой части действия врио Губернатора абсолютно правомерны, понятны и объяснимы.

 

Почему руководство города не ввело режим ЧС, а только режим повышенной готовности?

 Действительно при режиме ЧС у граждан появляется больше прав на всевозможные компенсации. Но, на мой взгляд, надо учитывать, что по официальным данным в городе с подтвержденным диагнозом,  на стационарном лечение находится 5 человек.

И пока, слава Богу, не наблюдается тенденции к увеличению количества зараженных коронавирусом.

 

Несмотря на грозящую опасность, оснований для введения полноценного  режима ЧС пока нет. Что будет завтра или на следующей неделе неизвестно, но сегодня  относительно безопасно.

 

Впрочем, шутки в сторону. Государственная Дума, размыв все формулировки ЧП и ЧС ввела довольно серьезные штрафы к нарушителям ограничительных мероприятий.

 

Опубликованы и уже начали действовать изменения в КоАП о штрафах за нарушение, так называемой, самоизоляции. В КоАП РФ это сформулировано как, невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации (ст. 20.6.1 КоАП РФ). В теории, могут оштрафовать и за несоблюдение дистанции между людьми в общественных местах.

Ответственность за нарушение правил предусмотрена в виде штрафа:
для граждан — от 1 тыс. до 30 тыс. рублей;
для должностных лиц — от 10 тыс. до 50 тыс. рублей;
для индивидуальных предпринимателей — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей;
для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Далее дополнена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических норм.

 

Речь идет о нарушении санитарных правил в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения опасного заболевания, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

За такие правонарушения вводятся штрафы для граждан в размере от 15 до 40 тысяч рублей, для должностных лиц и ИП — от 50 до 150 тысяч рублей, для юрлиц — от 200 до 500 тысяч рублей. В качестве альтернативного наказания для организаций и ИП возможно административное приостановление деятельности на срок до 90 дней.

С официальным тестом закона можно ознакомиться ЗДЕСЬ

 

Колесников Борис.

Для тех кто желает поделиться информацией:9788118380@mail.ru

 

 

 

 

 

 

Поделись статьей в: